Logo rutelephone newemailFb 1VK 1Insta 1YouTube 1PL lang 1RU lang 2

 

000

«Эх, уж и не знаю, смогу ли я открыть вторую Ниневию. - Ниневию? Что это? – спутник, что постарше, азиатской наружности, переспросил удивленно. Это такой древний город… - его собеседник жадно вдохнул терпкий степной воздух и, улыбнулся. – …Вот помяни мои слова, Кунанбай, когда-нибудь это место станет самым центром всего степного края».

Вдали, на берегу Ишима, виднелись очертания недавно построенной крепости. Казахский бий Кунанбай и польский повстанец, который предсказал будущее столицы Казахстана – Нур-Султана. Его имя - Адольф Янушкевич.

Adolf Januszkiewicz

Адольф Янушкевич (9 июня 1803, г. Несвиж - 19 июня 1857, имение Дягильно) - польский поэт, этнограф, революционный деятель. Известен историко-этнографическими записями о казахах: его книга «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям» переведена на несколько языков.

Знал отца великого казахского поэта Абая Кунанбайулы.

Считается, что именно он предсказал будущее современной столице Казахстана. Свидетельство тому - его письмо брату, опубликованное в «Дневниках», где он называет Акмолу столицей всего степного края.

А.Янушкевич принимал участие в Ноябрьском восстании; был ранен и взят в плен. Приговором суда от 4 марта 1832 года приговорен к смертной казни через повешение, но приговор заменили вечной ссылкой в Сибирь с потерей дворянства и с конфискацией имущества. Был сослан в Тобольск, где отбывал заключение в остроге, затем в 1833 г. - в деревню Желяково под Ишимом.

В 1835-ом переехал в Ишим, там завязал дружбу с Густавом Зелинским, который впоследствии с ведома А. Янушкевича использовал его записки и письма для создания своего самого знаменитого произведения — поэмы «Киргиз».

В августе 1841-го переехал в Омск. С января 1842 года работал в Пограничном управлении сибирских киргизов.

Много путешествовал по казахским степям, освоил казахский язык, записывал казахский фольклор.

Во время экспедиции в 1846 г. составил «Дневник поездки в Сибирь», важный источник по истории Казахстана.

В 1853 г. переехал в Нижний Тагил Пермской губернии, где стал первым библиотекарем первой библиотеки.

Был помилован в 1856 г., вернулся домой и на следующий год умер, так как был тяжело болен туберкулезом.

В Нур-Султане имя Адольфа Янушкевича носит улица, ее начало весьма символично - на перекрестке с улицей Абая, а конец - на перекрестке с улицей Пушкина. На пересечении улицы Кенесары с улицей Янушкевича находится сквер имени Густава Зелинского.

Адольф Янушкевич - патрон Кабинета польского языка, действующего при общественном объединении "Polska Jedność".

В 2020 году учащиеся Кабинета польского языка им. Адольфа Янушкевича под руководством учителя польского языка Юстыны Цалчыньской приняли участие в анимационном проекте, результатом которого стал фильм о Янушкевиче. Премьера состоялась 29 ноября 2020 г. во время открытия третьего Фестиваля польских фильмов "Висла" в Казахстане.

ТАМЫР КАЗАХСКОГО НАРОДА

Источник: сайт Казахстанского института общественного развития (kipd.kz)

Есть личности, чьи идеи и дела оказывали значительное влияние на культуру нескольких народов. К таким выдающимся деятелям относится Адольф Янушкевич, революционер, поэт, этнограф, путешественник и писатель. Широко известны следующие его научные труды: книга «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям», поэма «Киргиз», «Дневник поездки в Сибирь». Его произведения переведены на несколько языков. Его дневники и письма стали для исследователей и историков сводом бесценных сокровищ и документальных сведений. Уникальным достоинством писем и дневника А.Янушкевича является и то, что он создал яркие запоминающиеся образы казахских волостных, султанов, биев, батыров. 

В 1830 году вспыхнул Варшавский мятеж, в котором участовал Адольф Янушкевич. Восстание было подавлено. Янушкевича отправили на пожизненную ссылку в Сибирь. Из глубины России Адольф попадает в Северный Казахстан, в деревню Желяковка, что недалеко от Петропавловска. Янушкевич всей душой полюбил новую родину, самостоятельно освоил казахский язык и прекрасно им владел, что позволило ему собрать народный фольклор и систематизировать его в своих произведениях. Он даже одевался согласно степным обычаям.

«Когда мне случается мчаться по степи на хорошей лошади, я испытываю необъяснимую радость, пою, сердце мое разгорается, растроганный, я вспоминаю мою семью, мечтаю, как во сне моей юности», - пишет он в своих дневниках.

Особенно ценны страницы дневника Янушкевича, посвященные бию Кунанбаю Ускенбаеву, отцу великого казахского поэта Абая. Бий Кунанбай упоминается А. Янушкевичем множество раз «… бий Кунанбай. Они были очень дружны. В письме к польскому поэту Зелинскому Янушкевич писал: «Немного старше султана Барака бий Кунанбай; это тоже великая знаменитость в степи. Сын простого киргиза, наделенный от природы здравым разумом, удивительной памятью и даром выступать, деловит, он заботится о добре своих соплеменников, великий знаток степного права… он хорошо знает русские уставы… Кунанбай завоевал себе славу пророка, к которому из самых отдаленных аулов спешат за бескорыстным советом и млад, и стар, бедные и богатые». Действительно Кунанбай предстает у Янушкевича совсем другим человеком. Вот из другого письма: «Облечённый доверием сильного рода Тобыкты, избранный на должность волостного управителя, исполняет её с редкостным умением и энергией». «Степным Геркулесом» назвал Янушкевич султана Барака в этом же письме. 

Когда именно они познакомились с Кунанбаем неизвестно. По преданию Адольф даже нянчил годовалого Абая и вылечил его от опасной болезни. Степная слава ссыльного революционера не расходилась с делами: известно, что Адольф Янушкевич действительно лечил многих в степи от лихорадки, мирил и объединял враждующие роды, добросовестно переписывал местное население. 

Надев казахский чапан, неутомимый путешественник добрался до хребтов Алатау, описал историческое торжество – байгу, сохранил для потомков многие легенды, рассказанные ему у подножия гор слепой девушкой Джазык. Казахи любили Янушкевича, считали его своим. «Очевидно, - записал наш соотечественник, - я постепенно преобразуюсь в «киргиза», и юрта становится для меня обычным жильем».

Путешествия А. Янушкевича в казахские земли длились с 1848 по 1857 годы, до Кокшетау и Акмолинска, вплоть до Памира, А. Янушкевич излагал о них в «Письмах из киргизских степей» и в книге «Дневники и письма». Колоритные описания повседневной жизни казахов, быта, традиций и обычаев, сведения про самобытную культуру, исторические свидетельства дошли до нас и благодаря его частной переписке с друзьями и семьей.

Когда тот же поэт Зелинский попросил использовать его записки в своей поэме, Янушкевич разрешил, но только при одном твердом условии: «О моих любимых киргизах – только положительное!»

Около месяца Адольф Янушкевич провел в окрестностях Каркаралы, на берегах речки Талды и озера Карасор, в горах Куу. «Мы приблизились к Кувским горам, в которых Попов перетапливает олово, доставляя уголь из Баян­аульского округа. Вид этих гор очень живописен: вершины издали кажутся руинами рыцарских замков. Проехал 40 верст, заночевали у джатаков», – записал он в дневнике.

В воспоминаниях Адольфа Янушкевича есть свидетельства и о встрече с волостным Таттимбетом, автором множества замечательных кюев. В Каркаралинских горах он восхищался прекрасными видами природы, отдыхал в юртах и слушал рассказы их обитателей

Мемуары и эпистолярное наследие Адольфа Янушкевича являются ценным трудом по истории Казахстана. Интересны его записи и о казахском языке того времени: «В Семее, построенном на месте городищ и разрушенных джунгарских городов, население составляет около 7 тысяч человек, большая часть из них татары, ташкентцы, бухарцы. Везде и исподволь используется казахский язык. Даже половина чрезмерно культурного и интеллигентного в этих краях русского населения свободно говорит на этом языке, как наши милые дамы разговаривают на французском» (А.Янушкевич «Дневники и письма» (на казахском языке). Алматы, изд. «Жалын», 1979г., С.23.). 

Следовательно, статус казахского языка был чрезмерно высок и находился на таком уровне до утверждения тоталитарной системы.

Вдохновляющими являются слова Янушкевича в его дневнике: «Народ, который одарен Творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации: дух её проникнет когда-нибудь в киргизские пустыни, раздует здесь искорки света и придёт время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов».

Reflection on history №12. Предсказание Адольфа Янушкевича

Источник: QAZAQ TV

000